Цитировать: Родькин П. Е. Типографика после Письма // Шрифт-конструктор. Дизайнеры о типографике. М.: ПараТайп, 2010. C. 209-213.
Шрифт-конструктор. Дизайнеры о типографике. М.: ПараТайп, 2010.
Темперамент современной типографики определяется ее глобальным дискурсом, обостряющим базовые проблемы коммуникации. Сегодня типографика не просто фактура слова, но, прежде всего, операционная модель действительности. Расширение галактики Гутенберга привело к размытию жестких структур: типографика заполняет разнородные пространства — она всюду.
Типографика становится системой, которая самостоятельно способна провоцировать и воспроизводить значения: актуальность, ретроспективность и т.д. Так происходит деконструкция смысла и кристаллизация стиля... Таков дискурс типографики, определяющий современный экзистенциальный интерфейс — визуальную и семиотическую реальность, в которую погружен современный человек.
Сможем ли мы пойти дальше? Именно этим вопросом задается, например, Нэвил Броуди. Но ведь разве вся новая волна типографики не была революционным движением, сломавшим стереотипы восприятия, грамматическую природу письма, и чуть было практически не воплотившим идею деконструкции структурализма? И разве положение Маршалла Маклюэна о конце эры Гутенберга не получило воплощение в многочисленных версиях конца печати?
Даже «могильщик типографики» Дэвид Карсон не развил эту идею дальше собственно приемов и технологий репрезентации печати, не приблизившись до конца к проблеме письма как такового. Не свидетельствует ли угасание новой волны о наступлении комфортного симулякра визуального искусства?
Конвульсии современной эпистемы открывают типографике путь к новому мэйнстриму, который определит состояние после постмодернизма. Способна ли типографика явить коммуникативную инициативу? Совершить новую визуальную революцию?
Жажда визуальной революции более не носит наивный гуманистический характер, она представляет, скорее, новейший скепсис. Типографическая претензия заставляет увидеть в искусстве нечто большее, чем сочетание элементов и функций.
До тех пор пока типографика не осознает себя Письмом, посланием и посланником одновременно, ее темперамент будет растрачиваться впустую и она никогда не достигнет в коммуникации, исключительного положения. В этом заключается глобальная миссия типографики...